"Всех поставили на счетчик"
04 февраля 2016
Учет потребления воды и все, что с этим связано, вызывает массу вопросов у населения. Зачем устанавливать индивидуальные приборы учет? Кто должен их устанавливать и за чей счет? Как правильно установить прибор учета и кто должен принимать прибор в эксплуатацию? Нужно ли платить за опломбировку? Кто должен осуществлять контроль за правильностью показаний установленных приборов учета? Почему при установке индивидуального прибора учета в квартирах в квитанциях по оплате услуг ЖКХ появляется строка "ОДН", и эти "ОДН" больше,чем фактически потребленное количество воды в конкретной квартире? Что такое поверка водосчетчиков и межповерочный интервал? Разъясняет эти вопросы депутат Законодательного Собрания Карелии, занимающаяся вопросами ЖКХ, Елена ЛЕГКАЯ.
Раньше расчеты за потребленное количество воды, электроэнергии, газа и т. п. производились просто: норматив, установленный "сверху", умножался на количество прописанных жителей в квартире. Учета по индивидуальному потреблению не велось, так как тарифы на энергоресурсы были невысокими, официально считалось, что ресурсов разного вида в стране предостаточно и экономить их нет необходимости.
Однако, как показала жизнь, все обстоит совсем не так. Ресурсы оказались"исчерпаемы". Системы электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения изнашиваются и требуют соответствующего обслуживания, ремонта, замены. Ресурсоснабжающие организации стали коммерческими со всеми вытекающими последствиями.
Во второй половине 1990-х годов стали активно принимать законы, призванные обеспечить эффективное использование ресурсов.Меры по реализации этих нормативных актов предусматривали переход на коммерческий учет потребленного количества ресурсов, включая повсеместную установку приборов учета, в том числе и индивидуальных. Законом РФ №261 от 23.11.2009 г. (п. 5 ст. 13). "Обэнергосбережении и о повышении энергетической эффективности" обязанность устанавливать индивидуальные приборы учета по воде и электроэнергии возложили на собственников. То есть это означает: если квартира является муниципальной собственностью, устанавливать прибор учета и оплатить установку должен муниципалитет. Если же квартира в частной собственности собственник.
Несмотря на явную выгоду от установки индивидуальных приборов учета, до настоящего времени существует два вида оплаты для населения за потребленное количество воды: по показаниям индивидуальных приборов учета и по нормативу. Возникает вопрос: как учитывать количество потребленной воды в доме, если в части квартир установлены индивидуальные приборы учета, а в части квартир оплата начисляется по нормативу?
А как быть, если в квартирах, счета на оплату воды в которых выставляются по нормативу, прописан один человек, хотя фактически проживают два, три или четыре человека и все расходуют воду бесконтрольно? При этом в домена входе стоит общий прибор учета подаваемой в дом воды, и управляющая организация обязана оплатить ресурсоснабжающей организации конкретное количество поданной в дом воды. Следовательно, все расходы несут и владельцы квартир, где установлены индивидуальные приборы учета, и те, кто платит по нормативу.
Но делятся эти расходы пропорционально площади квартиры (согласно Жилищному кодексу РФ) и называются "общедомовые нужды" (ОДН). И зачастую суммыпо ОДН превышают суммы, которыеначисляют по индивидуальным приборам учета. Таким образом, владельцы квартир, оснащенных водо счетчиками, оплачивают потребленную воду и в квартирах, где не установлены такие приборы, так как контроль за количеством фактически проживающих в квартирах жильцов никто не осуществляет.
Это большая проблема, и все жители многоквартирных домов с этим сталкиваются. Надо как-то побуждать всех устанавливать счетчики в квартирах. Многие считают, что это затратно и бессмысленно. Но сегодня это уже не так. Установить прибор учета воды может сам собственник жилья или с привлечением специалиста, нов соответствии с инструкцией, изложенной в прилагаемом к прибору паспорте. При этом многие спрашивают: нужно ли пломбировать установленный счетчик и платить за опломбировку? В законе № 416 ФЗ от 07.12.2011 г."О водоснабжении и водоотведении"сказано: "Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом по договору водоотведения сточных вод, опломбировываются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или)водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц".
Отказ управляющих компаний или расчетных центров проводить начисление оплаты за воду без опломбировки счетчика является нарушением закона № 2300-1-ФЗ от 07.01.1992 г. "О защите прав потребителя", который запрещает обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других (в нашем случае опломбировки).
Исходя из этого вновь установленные счетчики должны опломбировать ресурсоснабжающие организации бесплатно с составлением акта о вводе в эксплуатацию.
Теперь о поверке счетчиков. Постановлением Правительства РФ № 776 от 04.09.2014 установлены новые правила организации коммерческого учета воды,сточных вод. Данными правилами регулируются и отношения, возникающие при предоставлении указанных услуг, которые не урегулированы жилищным законодательством, в том числе и постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.
Этими документами предусмотрено применение только поверенных средств измерений (приборов учета).Не поверенные средства измерений(приборы учета) к применению не допускаются. Поверка средств измерений совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям, то есть требованиям, влияющим на результат и показатели точности измерений.
Первичная поверка проводится при выпуске средств измерений на заводе изготовителе. На средство измерений наносится клеймо поверки, предохраняющее узлы регулировки от несанкционированного доступа. А в паспорте, в разделе "Свидетельство о поверке", делается отметка о дате и результатах поверки. Кроме того, в паспорте, наряду с прочими техническими требованиями, указываются межповерочный интервал и средний срок службы водосчетчика. Межповерочный интервал интервал времени, в течение которого завод-изготовитель гарантирует соответствие прибора установленным метрологическим требованиям при соблюдении установленных требований к эксплуатации. По истечении межповерочного интервала средства измерений подлежат периодической поверке. Поверку средств измерений имеют право проводить только аккредитованные территориальные центры метрологии, метрологические службы. Поверку проводят обученные и аттестованные специалисты.
При положительных результатах поверки на водосчетчики наносится поверительное клеймо, в паспорте на счетчик делается соответствующая запись о сроках и результатах поверки иоформляется акт. Акт предоставляется собственником в управляющую организацию или расчетный центр и является подтверждением пригодности счетчика к дальнейшему применению в течение межповерочного интервала.
На сегодняшний день ФБУ "Карельский ЦСМ" является единственной организацией на территории Республики Карелия, аккредитованной направо поверки водосчетчиков. Любые другие организации или частные лица,предлагающие различные услуги по"проверке и техническому обслуживанию, опломбировке" водосчетчиков,вводят потребителей в заблуждение.
С приобретением в 2006 году переносной эталонной установки, у жителей Петрозаводска появилась возможность поверки индивидуальных приборов учета с диаметром условного прохода 15 мм непосредственн ов квартире, без демонтажа. Услуга эта максимально приближена к заказчику.
Тарифы на поверку средств измерений приведены в прейскуранте цен ФБУ "Карельский ЦСМ", утвержденном в установленном законом порядке.